2 3 |
/О детях/Воспитание и психология/Наказания
Поощрение и наказание в семьеВаш малыш еще не знаком с правилами и нормами поведения, и поэтому он еще так далек от взрослого мира. Мы, взрослые, помогаем ему шагать по жизни, предостерегая и направляя его, рассказывая о том, как вести себя за столом и на улице, в общественном транспорте и в театре и т.д. Нам кажется, что все эти правила непременно нужно соблюдать. Но не всегда с этими правилами согласен ребенок. Вот тут-то и рождаются проблемы.
Возникают вопросы: наказывать или нет? Каким способом наказывать? Наряду с этими вопросами встают и прямо противоположные. Как поощрять? За что поощрять? Как часто это делать? В какой момент начинать воспитание?
Говорим обо всем: как воспитывать ребенка с рожденияВоспитывая ребенка, необходимо помнить о главном: ребенок от рождения хочет быть хорошим. Главное – показать ему, что это значит, как порадовать маму, заставить ее улыбаться.
С самых первых дней с ребенком просто надо разговаривать: рассказывать о своих ощущениях, настроении, оценивать его поступки и действия. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем более тесным будет ваш контакт. Не стесняйтесь говорить обо всем на свете:
Проговаривая свое отношение к ситуации, настроению, поступкам, вы с первого дня формируете отношение ребенка к проявлениям окружающего мира. Так же вы показываете, что мама может не только радоваться, но и огорчаться. И вообще мир полон самых разных эмоций и красок жизни. Поэтому – говорите, говорите, говорите.
Запрещенные методы: как влияет на детей наказаниеСмысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, исправился и больше так не делал. Наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, необходимо понимать, какие чувства он при этом испытывает. Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства, которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида и т.д. А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого рычага воспитания. Именно чувства ребенка могут нам дать ответ: достигло ли наказание своей цели.
Теперь обозначим наиболее часто встречающиеся виды наказания: ставят в угол, бьют рукой, шлепают ремнем, кричат, пугают.
Физические наказания остаются популярными у наибольшей части родителей. Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны. Но вся беда в том, что только на время и только пока страх господствует над ребенком. Если родители часто используют физическое наказание, то они сами попадают в прямую зависимость от них. Эти наказания приходится постоянно ужесточать, ведь ребенок привыкает к ним, а вскоре и вовсе перестает бояться. Сначала привыкает к подзатыльникам, потом к шлепку, затем к ремню. Встает вопрос: что делать дальше? Часто от родителей можно услышать такую фразу: «Совсем обнаглел, ничего не боится». А чего бояться, если ты с детства приучен к ремню. Вы готовы продолжить ужесточать наказание, когда даже ремень теряет свою эффективность?
Тогда рассмотрим следующий вид наказания – крик. Крик взрослого не является безобидным сотрясением воздуха – это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка дошкольного возраста. Вот как дети воспринимают крик: «Очень сильно на меня кричат», «Папа языком бьет», «Лучше бы ударили один раз», «Ты лучше меня убей». Особенно чувствительны к крику девочки. Неосторожно сказанное слово способно не только вызвать бурную реакцию, но и стать травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам, выражениям любимого человека.
Запугивание. По сути, запугивание, типа «тебя бабай заберет», «тетя сказала – так нельзя» – это перекладывание ответственности с себя на другого человека, и, как следствие, потеря авторитета в глазах ребенка, а также формирование отрицательного, тревожного отношения к окружающему миру. Переведем подобные фразы на детский язык. «Я бы разрешила, да тетя не велит – мама все позволит, если тети не будет, я это сделаю, с мамой можно все». Если вы хотите чтобы ребенок слушался вас и других авторитетных взрослых (воспитателя, педагога) – выражайте свое отношение к поступку, а не перекладывайте его решение на плечи других людей.
Итак, наказывать физически нельзя, кричать нельзя, а что же тогда можно? Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, отсутствие улыбки, беседа с использованиме строгого тона. Очень важно проговорить ребенку свои истинные чувства, причем на лице в это время данные чувства должны отражаться.
Теперь о поощрениях: как правильно хвалить ребенкаПсихологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал также правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей требует особого внимания родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается чувствами радости, гордости. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок.
Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад подарок – поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что ему принесли. Таким образом, подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему «Ничего не принесли».
Полезные советы и примеры поощренийПодводя итог, можно сказать, что как поощрения, так и наказания не должны быть чрезмерны.
Теперь сформулируем несколько правил, используя которые вы, родители, сами определите, как поощрять и наказывать своего ребенка.
В заключение этой темы хотелось бы привести примеры нескольких возможных словесных способов поощрения и поддержки ребенка.
12.01.2012
Оксана Сергеевна Смолякова.
Обновлено 01.07.2021
Отличная статья, очень много полезного, а то я люблю после работы детям что-то приносить, и потом думаю чего это они меня не обнимать лезут, а руку протягивают
согласна, сначала надо на минуту отключиться, чтобы не дать эмоциям выплескнуться,а потом уже выражать свое отношение к поступку....все мы люди, иногда просто взрываешься, потом анализируя, даже становится стыдно, надо действительно работать над собой...будем мудрее...
Спасибо, хорошая статья. Я лично для себя взяла на заметку что нужно точно разобраться было ли непослушание или исследование возможностей. Часто строго разговаривая с сыном я чувствую, что возможно все не так как мне представилось, но гнев не позволяет остановиться и разобраться. Видимо, нужно над этим работать. |
[Школа] До и после первого класса: что делать летом Актуальные темы форумов
Пробежка по Питеру - часть 2 (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))О чем бы еще поныть...))) Том 19 (Обо всем)Предложения к распиву - 59 (Парфюмерные распивы)Cбор того что Вам уже не нужно! ( Благотворительное родительское движение Сибмама)Принимаем вещи для помощи одиноким и многодетным мамочкам! ( Благотворительное родительское движение Сибмама)Аромат дня -15 (Клуб любителей парфюма)Dom Rosa Millésimé Les Liquides Imaginaires, разливаю (Парфюмерные распивы)Кто что читает? Том 22 (Культурная жизнь)Обмен, пристрой, делилка парфюма. Обмен и продажа атомов (Клуб любителей парфюма)Фотоохота. Часть 3 (Фотофорум. Все о фото)
Объявления
Юридическая помощь. Бесплатные консультации. Медиация. (Работа и услуги (ДО))Обувь (Барнаул. ДО Обувь для взрослых )продам новые и б/у (Барнаул. ДО Одежда для взрослых)Продам много бусин и шармов для браслетов в стиле Pandora (Товары для рукоделия (ДО) Объявления)мембранные деми сапоги Reike размер 34 (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))Продам женскую одежду размер 44, 46 (Одежда для взрослых (ДО))Продам для мальчика 122-146 все вещи из Зп (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Игрушки мягкие (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Фирменные вещи д/д от 1,5 лет, б/у и Новое (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Брендовая обувь (Обувь для взрослых (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |